Бог един

Мусульманская молитва подчёркивает, что Бог един. Аллах является единственным Богом. Всё божественное пребывает в Нём. Его божественность необычайна: именно Его сила воздвигла звёзды на их места и сотворила человека из сгустка крови. Аллах есть могущественное и величественное Божество. Его первое имя Господь. Мусульманская молитва является выражением преданности Господу. В молитве мусульманин прежде всего осознаёт себя творением, трепещущим от благодарности за то, что Аллах явил милость и сострадание, ибо иначе Его сила могла бы обратить всё творение в прах.
Воплощение Слова
Кульминацией милости и милосердия Аллаха является откровение Корана. Как отмечали многие учёные, Коран в мусульманской вере занимает то же место, какое Христос, воплощённое Слово, занимает в христианской вере. Он является воплощением Божественного духа и величайшим откровением Божественной воли и природы. Чтобы помочь человечеству достичь Рая и избежать Огня, Аллах передал Мухаммаду сущность откровения. Однако благочестивые мусульмане, как и христиане, не ограничиваются лишь стремлением избежать адского огня и достичь рая. Для них Коран является самым драгоценным средством передачи Божественного бытия. Когда его слова распеваются, Божественное становится слышимым и ощутимым, даруя более глубокий духовный опыт.
Мухаммад не является воплощением Аллаха
Мухаммад не является воплощением Аллаха. Мусульмане всегда отвергали попытки обожествления Мухаммада. Аллах настолько трансцендентен по отношению к миру и человечеству, что невозможно представить, будто сотворённое могло бы быть причастным Его божественности.
Так же как убеждение мусульман в единстве Бога сделало пантеизм неприемлемым, оно не позволило принять и христианскую доктрину Троицы. Несмотря на христианские аргументы о том, что Бог в Троице остаётся единым Богом, учение о Отце, Сыне и Святом Духе в исламе было воспринято как тритеизм, то есть поклонение трём богам. Учение о божественности Христа и воплощении Логоса для многих мусульман также является кощунством. Коран утверждает, что Бог не может иметь соучастников в Своей божественности и что невозможно представить, будто у Него есть сын в буквальном, божественном смысле.
Различия в молитве
Различие, которое такое понимание мусульманского монотеизма внесло в мусульманскую и христианскую молитвенную практику, сосредоточено на посредничестве и иконографии. Христианская молитвенная практика чаще всего благосклонна к таинствам. Объясняется это тем, что если Слово Божие приняло плоть, то тело становится возможным, а в определённом смысле даже привилегированным способом контакта с Богом. Некоторые комментаторы связывают иконоборческий спор, возникший в восточном христианстве, с влиянием ислама и иудаизма. Под давлением утверждений о трансцендентности божественного некоторые восточные императоры решили, что почитание икон является идолопоклонством. Когда победила сторона иконопочитателей, восточное христианство косвенно подтвердило своё отличие от ислама и иудаизма. Христианское богопочитание, сосредоточенное на Христе, выразило иное понимание способности материи являть Бога и иное понимание Божественной трансцендентности.
Коран и личность Мухаммада в мусульманской молитве
Анализируя ислам, христиане могут заметить, что мусульманская иконоборческая позиция не была абсолютной, поскольку ни одна религия не может полностью противостоять образу. В своей молитве мусульмане сосредотачиваются на Коране и личности Мухаммада. Они воздвигли величественные мечети, служащие помощниками в молитве, украшенные прекрасными произведениями искусства, не изображающими живые существа. Мусульманские ритуалы охватывают тело и чувства. Пение коранических аятов и каллиграфическое оформление книг Корана являются выдающимся искусством. Поэтому можно говорить о принципе своеобразного воплощения как в исламской теологии, так и в исламской молитве.
Почитание пророка
Иногда немусульмане воспринимали отрицание божественности Мухаммада как умаление его значения. Такое понимание ошибочно. Мусульмане всегда глубоко почитали пророка и считали крайне важным защищать его честь. Недавние споры вокруг изображения Мухаммада в произведении писателя Салмана Рушди «Сатанинские стихи» свидетельствуют о глубокой преданности мусульман защите чести пророка. Поскольку произведение Рушди было воспринято как оскорбление, а сам автор был воспитан в мусульманской среде и должен был осознавать последствия своих действий, возмущение мусульман достигло предела. В христианском мире аналогом могут служить случаи клеветы и оскорблений в адрес Иисуса, с тем отличием, что его ортодоксальные последователи признают Его божественной личностью. Мусульмане настолько отождествили честь пророка с честью Господа, Который избрал его, что оскорбление пророка воспринимается как богохульство против Аллаха.
Политические аспекты
Политические аспекты спора вокруг Рушди также имели теологические основания и последствия. Поскольку ислам не отделяет священное от светского, как это сделали современные западные общества, многим мусульманам показалось оправданным требовать уголовных санкций против Рушди. В мусульманской среде его поступок воспринимался как смертельное преступление. Чтобы отвергнуть подобный приговор, необходимо доказать, что подобные оскорбительные слова не нанесли вреда ни Аллаху, ни Мухаммаду, и что милосердие Аллаха даёт богохульствующим время осознать свою ошибку.
Христианам было бы полезно сравнить своё понимание живого Бога с пониманием благочестивого мусульманина и задуматься, не отражает ли их зачастую мягкое отношение к антирелигиозным высказываниям равнодушие и небрежность. Этот вопрос поднимали некоторые христианские комментаторы, симпатизирующие мусульманской обеспокоенности проблемой богохульства.Авторы книги «Молитва в мировых религиях» задают следующий вопрос: не является ли цена, которую христиане заплатили за терпимость и плюрализм, выше той, которую они могли бы заплатить, или выше той, которая, по мнению многих христиан, существует на самом деле?
Размышления для христиан
Авторы советуют христианам задуматься о способе, которым, согласно их вере, Бог избрал явить Свою божественность. Опираясь на Ветхий и Новый Заветы, христиане могут утверждать, что божественность избрала путь уязвимости. В притчах Иисуса, особенно в притче о блудном сыне, мы видим, как Бог отказывается от божественной гордости и справедливости ради торжества отцовской любви. В словах Иисуса об этой любви и Его близости к Отцу мы видим ослабление представлений о Божественной трансцендентности и величии, по крайней мере в той мере, в какой эти атрибуты способны вызывать страх в человеческом воображении. Бог дал нам всё, что мог дать. Бог пострадал за нас, словно желая устранить любые сомнения в Божественной любви и в возможности полного доверия Богу. Результатом должна стать молитва, обращённая к Богу с полным доверием не потому, что в людях много красоты или справедливости, а потому, что Бог непостижимо благ.
Lietuvosvalstybe.com
Источники:
Denise Larder Carmody, John Tully Carmody. Молитва в мировых религиях. Перевод Эгдюнас Рациус. Вильнюс, 2001
Annemarie Schimmel. Введение в ислам. Перевод К. Сейбутис. Вильнюс, 2001

